ДЖЕНТИЛЕ (GENTILE) Джованни

ДЖЕНТИЛЕ (GENTILE) Джованни
(1875-1944) - итал. философ, представитель неогегельянства. В юности испытал сильное влияние идей итал. неогельянца Б. Спавенты, от которого наследовал почти шовинистический интерес к итальянской философской традиции и ее отношению к европейской философской мысли. Другой его постоянной сферой интересов была философия и практика образования. В 1899 Д. выпустил кн. "Философия Маркса", написанную в гегельянском духе. В это время он познакомился с Кроче, с которым затем поддерживал тесные идейные связи более 20 лет. С 1903 преподавал в Неаполе, в 1906 - проф. ун-та Палермо, в 1914 - проф. в Пизе, в 1917 стал проф. ун-та Рима. В эти годы Д. написал работы по теории педагогики, а также свою наиболее известную кн. "Общая теория духа как чистого акта" (1916). После первой мировой войны националистические симпатии сблизили Д. с фашизмом, в 1922 он стал министром просвещения в правительстве Муссолини. Находясь на этом посту, Д. осуществил реформу итальянской школьной системы. В 1924 возглавил Национальный фашистский институт культуры. До конца жизни Д. был наиболее известным публицистом режима, он сам характеризовал себя как "философа фашизма". Под его руководством в 1925-37 вышла Итальянская энциклопедия. В апреле 1944 он был казнен итальянскими партизанами.

Затруднения гегелевской философии, по Д., связаны с мистической идеей восхождения от абстрактного к конкретному. Абстракции сами по себе бесплодны, и попытка наделить их животворной силой порождения конкретного - это мистика, а не диалектика. Подлинной конкретностью, единственным творческим принципом бытия может быть лишь само "мыслящее мышление", действительный субъект мышления. Таково предлагаемое Д. направление реформы гегелевской диалектики. Основные положения своей доктрины он изложил в "Общей теории духа". Субъект реальной диалектики - "трансцендентальное Я", которое тем отличается от "эмпирического Я", что, объективируясь в бесконечном множестве предметных содержаний, само остается неопредмеченной чистой субъективностью, "чистым действием", иди "актом в акте". Все остальное, что обычное сознание принимает за независимый мир природной и социальной реальности, есть лишь производное от созидающей деятельности трансцендентальной субъективности. Для эмпирического сознания явления внешнего мира обладают, конечно, реальностью (в этом Д. соглашается с Кантом). Но философская рефлексия превращает всякую объективность в результат деятельности трансцендентального субъекта, разоблачая иллюзии трансцендентности - независимого бытия природы, общества и даже Бога. В результате философское исследование становится демонстрацией имманентности любого эмпирического объекта. Этот подход Д. проводит в многочисленных теоретических и исторических работах. Искусство для него - "момент чистой, или созерцательной, субъективности", не выражение чувства, а само чувство в его необъяснимой субъективности. Прямую противоположность искусству являет религия как "превознесение объекта", оторванного от трансцендентального субъекта, который есть единственный творец всего и вся. Поэтому Д. делает вывод о том, что "Бог внутри человека". Под конец жизни Д. усилил религиозные мотивы своей философии и даже говорил о "специфическом католицизме", хотя его философия религии  была постоянным балансированием между Фейербахом и Фомой Аквинским, не удовлетворявшим ни атеистов, ни клерикалов. Социально-политическую философию Д. можно назвать "трансцендентальным тоталитаризмом", ибо ее центральный пункт - преодоление границы между частной и общественной жизнью граждан. Государство, как и Бог, согласно Д., тоже "внутри человека, а не между людьми", поэтому не существует никаких пределов государственному вмешательству в личную жизнь людей.

Sommario di pedagogia come scienza filosofica. 2 V. Bari, 1913-14; Teoria generale dello spirito comme atto pure, 1916; Filosofia del Arte. Firenze, 1931.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ДЖЕНТИЛЕ (GENTILE) Джованни" в других словарях:

  • ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни — (1875 1944) итальянский философ, представитель неогегельянства, один из идеологов фашизма. Создал систему т. н. актуализма: единственная реальность актуальный мыслительный процесс. Министр просвещения в правительстве Муссолини (1922 24);… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЖЕНТИЛЕ (GENTILE) Джованни — (1875 1944) итальянский философ, государственный деятель, основатель концепции «актуального идеализма» («актуализма»), идеолог фашизма. Поддержал режим Б. Муссолини, в 1922 1924 гг. занимал пост министра просвещения. Убит в 1944 г. В своей статье …   Политологический словарь-справочник

  • ДЖЕНТИЛЕ — (Gentile) Джованни (1875 1944) ит. философ неогегельянец. В 1897 окончил высшее педагогическое училище в Пизе. Был дружен с Б. Кроче (издавал вместе с ним жур. «Критика»), однако с 1913 его яростный оппонент. С 1907 проф. ун тов в Палермо, в Пизе …   Философская энциклопедия

  • Джентиле Джованни — Джентиле (Gentile) Джованни (30.5.1875, Кастельветрано, ‒ 15.4.1944, Флоренция), итальянский философ неогегельянец, один из идеологов фашизма. Был министром просвещения в правительстве Муссолини (1922‒24). Профессор истории философии в… …   Большая советская энциклопедия

  • ДЖЕНТИЛЕ — (Gentile) Джованни (1875 1944) итальянский философ, неогегельянец, основатель ‘актуального идеализма’ (‘актуализм’). Преподавал в Неаполе и Палермо. Активно участвовал в интеллектуальной жизни Италии, занимая в ней доминирующие позиции. Друг и… …   История Философии: Энциклопедия

  • ДЖЕНТИЛЕ — (Gentile) Джованни (1875 1944) итальянский философ, неогегельянец, основатель «актуального идеализма» (»актуализм»). Преподавал в Неаполе и Палермо. Активно участвовал в интеллектуальной жизни Италии, занимая в ней доминирующие позиции. Друг и… …   Новейший философский словарь

  • ДЖЕНТИЛЕ — (Gentile), Джованни (30.V.1875 15.IV.1944) итал. философ идеалист, официальный идеолог итал. фашизма. Преподавал последовательно в. ун тах Палермо, Пизы и Рима; в 1922 24 мин. просвещения в пр ве Муссолини, в 1925 29 чл. фаш. Большого совета. С… …   Советская историческая энциклопедия

  • Джентиле — (Gentile)         Джованни (30.5.1875, Кастельветрано, 15.4.1944, Флоренция), итальянский философ неогегельянец, один из идеологов Фашизма. Был министром просвещения в правительстве Муссолини (1922 24). Профессор истории философии в университетах …   Большая советская энциклопедия

  • Джентиле Джованни — (Gentile) (1875 1944), итальянский философ, представитель неогегельянства, один из идеологов фашизма. Создал систему так называемого актуализма: единственная реальность  актуальный мыслительный процесс. Министр просвещения в правительстве… …   Энциклопедический словарь

  • Джентиле Д. — ДЖЕНТИ́ЛЕ (Gentile) Джованни (1875–1944), итал. философ, предст. неогегельянства, один из идеологов фашизма. Создал систему т. н. актуализма: единств. реальность – актуальный мыслительный процесс ( Общая теория духа как чистого акта ,… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»